В связи с переходом коммерческой деятельности предприятий и частных лиц в интернет, появилась необходимость получения цифровой подписи или ЭЦП.
Подпись необходимо получить и для участия в торгах, на которых продается имущество должников. При помощи ЭЦП проверяется целостность комплекта документов. Дополнительно подпись сохраняет их конфиденциальность, а также подтверждает права лица, желающего совершить сделку.
Что такое электронно-цифровая подпись
Реквизит, обеспеченный сложными степенями защиты, представляет собой закрытый электронный ключ, сопровождающий электронный документ, его разрабатывают при помощи криптографических технологий. Электронная подпись физически представляет собой флеш-карту, на которой записана информация о ее владельце. Различают три вида ЭЦП:
- простая подпись (ПЭП) оправдывает свое название, она только идентифицирует ее владельца, но не позволяет участвовать в крупных сделках и не защищает электронную документацию от подделок. Используется во время проведения банковских операций, получения государственных услуг, для некоторых других целей;
- неквалифицированная усиленная подпись (НЭП) – более сложный электронный элемент, имеющий два ключа – открытый и закрытый. Первый известен всем участникам электронных операций и позволяет идентифицировать участника. Закрытый известен только владельцу подписи и хранится в тайне от широкой общественности. НЭП в основном используется для ведения документооборота. Неквалифицированная подпись вариативно обеспечивается бумажным сертификатом;
- квалифицированная усиленная подпись (КЭП) считается самой надежной и отличается от предыдущих типов рядом особенностей. В обязательном порядке КЭП присваивается сертификат, структура которого разработана в ФСБ. Дополнительно этой организации принадлежат права на сертификацию программного обеспечения КЭП. Выдают подписи, имеющие максимальную степень защиты, только специальные аккредитованные центры, список которых можно просмотреть на сайте Минкомсвязи.
Для проведения торгов по банкротству разрешено использовать только квалифицированную усиленную подпись.
Где применяются ЭЦП
С развитием интернет-технологий ЭЦП начали применяться во многих областях:
- участие в электронном документообороте, при помощи подписи удается избежать бумажной волокиты и значительно сократить сроки оформления важной документации;
- отправление отчетности в ЕГАИС: государственную систему, созданную для унификации процессов, происходящих на алкогольном рынке;
- взаимодействие с другими государственными интернет площадками: Росимуществом, Госуслугами, ЕФРСБ и многими другими объединениями;
- участие в электронных торгах, в том числе по реализации активов обанкротившихся лиц. ЭЦП дает возможность зарегистрироваться на торговых площадках и проводить все необходимые операции.
Подпись широко используется в частной жизни, например, для подачи документов в учебное заведение или оформления трудового договора с работодателем. При помощи подписи регистрируют сделки в Росреестре, подают заявки на оформление патентной документации в организацию Роспатент.
По оценкам, в сферу действия цифровой подписи в скором времени планируется включить все сферы экономических отношений.
Как получить ЭЦП
Получение флеш-карты с ключами для юридических и физических лиц немного отличается. Общий порядок действий при обращении в аккредитованную организацию таков:
- определить, для чего нужна подпись. Как указано выше, для проведения конкурсов и аукционов по приобретению залогового имущества подходит только КЭП;
- начать сбор документов – для юрлиц необходимо предоставить учредительные документы, физлицам потребуется паспорт, СНИЛС и ИНН. Необходимо заполнить заявление по форме;
- выбрать тариф, затем посетить центр, в котором оформить требуемую документацию.
В указанный срок заявитель может забрать подготовленную флеш-карту в организации, которая выполняла заказ, и использовать ее для работы на электронных торгах или для других целей.
Несмотря на развитие цифровых технологий, получение ЭЦП связано с рядом трудностей и необходимостью оплачивать ее получение. В зависимости от выбранного тарифа получение обойдется в сумму от 2 до 5 тыс. рублей. Стоит учитывать и дополнительные услуги, за которые придется заплатить. Это услуга годового сопровождения сертификата (1,5 тыс. рублей), помощь в аккредитации на одной площадке (около 4 тыс. рублей) и т.д.
Необходимо дополнительно учитывать сроки получения ЭЦП, которые нередко затягиваются на недели в связи с техническими или иными проблемами.
На рутинные операции тратится время, в течение которого удачное конкурсное предложение может уйти с торгов к другому покупателю. Агент, обладающий собственной ЭЦП, постоянно отслеживает ход торгов, действуя от имени клиента. Для этого он обладает всеми необходимыми инструментами.
Агенты правового бюро Bankrotbox предлагают передать право на проведение рутинных операций специалисту, который обладает всеми необходимыми полномочиями для совершения сделок с активами, в том числе электронной подписью. Клиенту необходимо только лишь обладать денежной суммой и желанием приобрести активы банкрота, чтобы в дальнейшем получить прибыль.